Эндуристы сезон не закрывают – это общеизвестный факт. Квадроциклы тоже можно эксплуатировать по снегу, а снегоходы – даже нужно. Если техникой пользуемся в зимний период – значит, необходимо ее и обслуживать. Рассказываем, как.

Эндуро

Для мотоциклиста зимняя езда – это вызов, расширяющий границы опыта и чувство баланса. Для байка – повышенные требования к безопасности и надежности. В целом эндуро как универсальный тип мотоциклов уверенно справляется с разными дорожными условиями, включая бездорожье и заснеженные трассы, но дополнительная подготовка и обслуживание все-таки нужны. Зимние условия эксплуатации могут усугубить проблемы, которые в летний период могли казаться незаметными.

Во-первых, важно уделить внимание системе зажигания. Проверить емкость аккумулятора перед началом сезона зимних каток и один-два пара в процессе. АКБ можно подзарядить или обновить. На этом же этапе нужно проверить состояние свечей зажигания и при необходимости тоже заменить. Вообще чаще всего свечи, которые рекомендованы производителем, не предназначены для мороза.

Во-вторых, холод негативно влияет на работу двигателя, он теряет в мощности, становится более прожорливым, дымным. Поэтому обязательно соблюдать интервал замены моторного масла и замены или обслуживания фильтрующих элементов. В идеале провести это обслуживание перед холодами: промыть систему смазки и залить хорошее синтетическое зимнее масло. Дополнительно можно защитить двигатель щитком, который снизит охлаждение встречным потоком воздуха.

В-третьих, необходимо позаботиться о состоянии и других технических жидкостей: трансмиссионной, тормозной, охлаждающей, вилочной. Все они должны быть свежими с хорошими показателями и рабочим диапазоном, подходящим для зимней езды.

В-четвертых, нужно поддерживать чистоту и смазку цепи. Если катаете по грязи, это следует делать после каждой поездки, если по чистому снегу – чуть реже. Дело в том, что любому эндуристу приходится частично передвигаться по дорогам общего пользования, которые во многих регионах посыпают реагентами: вода, появляющаяся в результате таяния, попадает повсюду и замерзает. Поэтому цепь, тросики и другие подвижные соединения должны быть обработаны влагоотталкивающей смазкой.

И наконец, не забудьте подготовить колеса. Установить зимние шины, состав которых сохраняет эластичность и сцепление с дорогой при низких температурах, а рисунок протектора глубже, чем у летних. Разумеется, на зимних покрышках для эндуро должны быть ошиповка и буксаторы в переднем и заднем колесе. Кроме того, у байка, который эксплуатируется зимой, должен быть хороший свет, ведь светает поздно, а темнеет рано. Не помешают теплые муфты на рукоятках или подогрев курков.

И еще один совет: заправлять мотоцикл зимой необходимо до полного бака, это позволит избежать образования конденсата на стенках бензобака. Дополнительно следует промывать систему питания присадками, которые выводят воду и различные отложения.

Квадроциклы

Поездки на квадроцикле доставляют удовольствие не только в теплое время года, но и зимой. Однако эксплуатация данной техники в холодное время года имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, чтобы избежать проблем и поломок. Многие из них схожи с рекомендациями для мотоциклов.

  • Проверить состояние аккумулятора и свечей. Подзарядить, заменить их.
  • Использовать зимнее синтетическое моторное масло. 
  • Залить качественный антифриз вместо воды, которая вполне подходила для лета. 
  • Промывать топливную систему и при необходимости богатить смесь на карбюраторных моделях.
  • Обновить тормозную жидкость, поскольку в старой может быть конденсат, который замерзнет в самый неподходящий момент. Важно использовать жидкость в хорошими низкотемпературными свойствами.

Из специфических правил можно отметить следующие.

Во-первых, снять дополнительную защиту с рычагов. Дело в том, что она может накапливать снег, который из-за близости нагревательных элементов трансмиссии превращается в ледяные наросты. Они в свою очередь мешают езде и могут повредить пыльники ШРУСов.

Во-вторых, снять защиту днища. Она тоже может стать отличным сборщиком снега. Однако без защиты, конечно, нужно внимательнее подходить к выбору траекторий.

В-третьих, нужно защитить сапуны коробки передач и двигателя, которые которые расположен довольно низко и иногда перекрываются из-за замерзания конденсата. Эти трубки необходимо обработать силиконовой смазкой в формате аэрозоля.

В-четвертых, не лишним будет установить подогревы ручек и курка газа. 

И, наконец, обрабатывать проводку и контакты специальной защитой, которая исключит попадание влаги.

Снегоходы

Снегоход, в отличии от мото- и квадроциклов, специально создан для зимней эксплуатации. Однако это вовсе не значит, что его не нужно обслуживать. Основные системы двигателя, цепь и ходовая часть также требуют внимания и соблюдения ключевых правил.

  1. Заправлять снегоход только тем типом топлива, который указан производителем в инструкции по эксплуатации.
  2. Использовать специализированное моторное масло в зависимости от того, какой силовой агрегат установлен: двух- или четырехтактный. Все масла для снегоходов должны быть синтетического происхождения и быть специально предназначены для зимнего использования.
  3. Очищать топливную и масляную системы с помощью профильных присадок. Промывки обязательно выполнять перед началом сезона, чтобы устранить осадки, образовавшиеся после простоя, и подготовить двигатель к заливке чистого масла и свежего топлива. Далее промывку двигателя рекомендуется выполнять при каждой замене масла, а промывку системы питания - каждые 3 – 5 тыс. км пробега. Важно, чтобы продукты были разработаны специально для мототехники.
  4. Беречь систему охлаждения, избегая жесткого льда и сухих дорог, а также вовремя менять антифриз. Обычно антифриз в снегоходе меняют раз в год перед началом сезона и при этом промывают всю систему охлаждения, чтобы избавиться от загрязнений, образующихся в процессе эксплуатации
  5. Своевременно очищать и обслуживать воздушный фильтр, который задерживает грязь и пыль поступающего воздуха в двигатель. Ведь чем фильтр грязнее, тем меньше воздуха попадает в цилиндр, что приводит к снижению мощности, повышенной копоти, увеличению расхода топлива. 
  6. Уделить внимание обслуживанию цепи снегохода. Прежде всего, важно контролировать ее натяжение в соответствии с параметрами, указанными в инструкции к технике. Это можно сделать самостоятельно или обратиться в сервисный центр. Цепь нужно регулярно очищать и смазывать. Для снегоходов подходит смазка с PTFE в качестве дополнительного антифрикционного компонента. Она не липкая, пригодна при работе в пыли, грязи и снегу. 
  7. Следить за состоянием ходовой части. Регулярно проверяйте состояние склизов, опорных катков, гусеницы и амортизаторов. Подшипники катков и тавотницы, если они обслуживаемые, необходимо смазывать. 
  8. Защищать резиновые элементы. На морозе и в снегопад резинки и уплотнители снегохода подвергаются серьезным испытаниям. Важно периодически защищать их, покрывая силиконовой смазкой, которая предотвратит замерзание, растрескивание и налипание снега.

В заключении добавим, что любую мототехнику очень важно очищать от загрязнений и снега после использования. Лучше использовать специальные средства, которые безопасны для внешних конструктивных материалов и работают без дополнительного трения щетками и тряпками.

erid: LjN8K9Vra